Условные рефлексы передаются по наследству

Описание страницы: условные рефлексы передаются по наследству от профессионалов для людей.

Вопрос 1. Изучите таблицу 5. Приведите свой пример условного рефлекса, подтвердив следующие положения таблицы:

— вырабатывается на основе жизненного опыта;

— изменчивы, то есть постоянно образуются и угасают.

Примером условного рефлекса может служить возрастающая активность учеников после школьного звонка. В ответ на школьный звонок ученики резко встают из-за парты. Данный условный рефлекс формируется на основе жизненного опыта. Позднее, когда ученики заканчивают школу и становятся студентами, а в университете не звенят звонки данный рефлекс постепенно угасает.

Вопрос 2. Докажите на конкретном примере, что безусловные рефлексы передаются по наследству, то есть проявляются даже у новорожденного ребенка.

У новорожденных формируются следующие виды рефлексов:

1. Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать.

2. Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;

3. Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

4. Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

Вопрос 3. Пользуясь таблицей, приведенной в тексте, поясните, почему ориентировочный рефлекс относят к безусловным рефлексам.

Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс. Это рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды. Ориентировочным рефлексом называют безусловно-рефлекторные непроизвольные реакции, сопровождающиеся резким повышением внимания и тонуса мышц и вызванные неожиданным или новым для организма раздражителем. Ориентировочный рефлекс выражается внешне в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя. Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего агента и имеет важное приспособительное значение.

Чаще всего ориентировочный рефлекс возникает при неожиданном раздражении зрительных, слуховых или обонятельных рецепторов. Реакция эта врожденная и не исчезает при полном удалении коры больших полушарий у животных. Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро ослабляется и угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта особенность ориентировочного рефлекса зависит от коры больших полушарий.

Условные рефлексы передаются по наследству 51

Все рефлексы, которые наблюдаются в организме, делятся на две группы: безусловные и условные.

Животные рождаются, имея уже некоторое количество готовых рефлексов. Эти рефлекторные акты сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются потомству. Количество этих рефлекторных актов, получивших название безусловных рефлексов, невелико. Между тем организм живет в непрерывно изменяющейся среде. При помощи этого органического количества безусловных рефлексов, притом всегда воспроизводящих один и тот же рефлекторный акт в ответ на действие небольшого количества раздражителей, организм не может приспособиться к изменяющимся условиям среды и должен погибнуть. Однако организм сохраняет свою жизнедеятельность и приспосабливается к условиям окружающей, среды. Это происходит благодаря образованию в коре головного мозга новых условных рефлексов.

Между безусловными и условными рефлексами существуют серьезные различия.

Рис. КАМЕРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ В РАЗРЕЗЕ. Слева — внутренняя часть камеры; справа — внешняя часть

Рассмотрим основные особенности безусловных и условных рефлексов.

Пути безусловного рефлекса, т. е. рефлекторная дуга и особенно пути в центральной нервной системе, по которым возбуждение передается с центростремительного волокна на центробежное, так же как и путь в кору (корковое представительство безусловного рефлекса), к моменту рождения животного или человека уже имеются: у новорожденного в первые же дни проявляется ряд пищевых безусловных рефлексов (сосание, слюноотделение и т. д.). Безусловные рефлексы — врожденные и передаются по наследству.

Условные рефлексы не являются врожденными. Дуги условного рефлекса не существуют к моменту рождения. Условные рефлексы появляются, закрепляются, угасают и исчезают в течение жизни и являются строго индивидуальными. Для примера приведем следующий опыт.

Щенки в качестве питания получали только молоко; в дальнейшем только один вид молока вызывал у них слюноотделение. Такое слюноотделение происходило в результате образовавшегося условного рефлекса. Показ этим щенкам мяса, которого они еще ни разу не пробовали, слюноотделения не вызывал. Если же щенка после этого один или два раза покормить мясом, то один вид или запах мяса начнет вызывать у него выделение слюны. Аналогичные явления, о чем мы уже говорили выше, можно наблюдать и у ребенка. Если ребенку, ни разу не пробовавшему лимона, показать его, то он привлекает внимание ребенка лишь своим цветом и формой, но пищевой реакции в виде слюноотделения не вызывает. Но достаточно ребенку попробовать лимон, как в дальнейшем, даже при одном его виде, у него появляется обильное слюноотделение. У взрослых людей упоминание о лимоне или даже мысль о нем может вызвать обильное слюноотделение.

Читайте так же:  Заявление о принятии наследства нотариус

В осуществлении безусловного рефлекса принимают участие в основном подкорковые отделы центральной нервной системы. Рефлекторная дуга безусловных рефлексов может проходить через любые отделы центральной нервной системы. Эти рефлексы могут осуществляться без участия коры больших полушарий.

Условный рефлекс является функцией коры головного мозга. Замыкание дуги условного рефлекса происходит в коре головного мозга. Однако условный рефлекс можно образовать и у животных, у которых кора головного мозга отсутствует или развита очень слабо. У этих животных рефлекторная дуга условного рефлекса замыкается в высшем отделе его центральной нервной системы.

Безусловные рефлексы сравнительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Правда, при участии коры головного мозга человек может задержать проявление безусловных рефлексов: например, будучи голоден, человек может сдержать себя и не наброситься на еду.

Условные рефлексы изменчивы и более подвижны: они временны, легко возникают и также легко исчезают.

Далее условные рефлексы могут образоваться на основе безусловных рефлексов. Образование условного рефлекса происходит в том случае, если какой-либо раздражитель, до этого безразличный для данного вида деятельности, совпадает с действием безусловного раздражителя. Для того чтобы зажигание лампочки, звонок, удар метронома или какой-либо другой раздражитель, который до образования условного рефлекса не вызывал никакой пищевой реакции, стали условным раздражителем, вызывающим выделение слюны, надо сопро-

Безусловный рефлекс может быть вызван в том случае, когда наносится специфическое для данных рецепторов раздражение. Как мы уже знаем, отдельные группы рецепторов специально приспособлены для восприятия определенного вида раздражений. Так, например, для глаза раздражителем является свет, для уха — звуки т. д.

Для образования условного рефлекса не требуется специфического раздражителя. Любое раздражение, наносимое на любой рецептор, может стать раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Условный рефлекс может быть выработан на любое изменение внешней среды и внутреннего состояния организма.

Наконец, надо отметить, что при всем отличии безусловных и условных рефлексов И. П. Павлов подчеркивал связь между этими двумя видами рефлексов. Он считал, что при определенных условиях в процессе развития условные рефлексы могут передаваться по наследству и переходить в безусловные.

Условные раздражители, или сигналы

Условным раздражителем, или сигналом, может быть любое изменение, возникшее во внешней среде или внутри организма, иначе говоря, любое изменение среды может стать раздражителем, на который может образоваться условный рефлекс.

В лабораторных условиях таким раздражителем, приводящим к образованию условных рефлексов, могут быть зажигание лампочки, музыкальные звуки, шумы, равномерный звук метронома, трещотка, давление на поверхность кожи, действие тепла и холода, прикосновение, чесание, укол, всевозможные запахи и т. д., а также состояние внутренних органов, натяжение мышц и т. д.

Правило и методика образования условного рефлекса

Для образования условного рефлекса на любой раздражитель надо, чтобы данный индифферентный, т. е. безразличный, раздражитель предшествовал безусловному раздражителю и в течение некоторого времени действия последнего сопровождал его.

Так, для образования условного слюноотделительного рефлекса на какой-либо индифферентный раздражитель, допустим, звонок, необходимо, чтобы звонок начал звонить, например, на 5 — 30 секунд раньше, чем собака получит корм, и некоторое время сопровождал еду. Для того, чтобы выработался условный рефлекс, надо несколько раз повторять такое сочетание. Если сочетать любой раздражитель с пищевым подкреплением (в нашем примере звонок с пищей), то вскоре на этот, ранее безразличный, раздражитель образуется условный рефлекс. В приведенном примере v собаки вскоре будет наблюдаться выделение слюны при одном звуке звонка без пищевого подкрепления. Это и будет условный рефлекс. Однако можно, сочетая тот же звонок с болевым раздражением, выработать условный оборонительный рефлекс. Для этого через лапу собаки в течение 1 — 2 секунд пропускают электрический ток или каким-либо другим способом наносят болевое раздражение. У собаки при этом проявляется безусловный оборонительный рефлекс — она отдергивает лапу, лает, визжит и т. д. Если такому болевому раздражению будет предшествовать на 5—30 секунд звонок, то через несколько сочетаний звонка с болевым раздражением уже при одном звонке у собаки появится такой же оборонительный рефлекс, как и при болевом раздражении.

Можно привести в качестве примера опыт с образованием условного рефлекса на введение собаке морфина. Собаке ежедневно подкожно вводили такое количество раствора морфина, которое вызывало у нее тошноту, рвоту, дремоту и сон. Если такой собаке после нескольких повторных введений раствора морфина ввести взамен его физиологический раствор или просто уколоть шприцем кожу, то у нее возникают те же явления, что и при введении морфина, т. е. появляется тошнота, рвота и дремота. Более того, только приготовление к введению морфина вызывает эти же характерные реакции.

Приведенные примеры показывают, что один и тот же раздражитель может стать сигналом разных условных рефлексов. В одном случае звонок вызывал слюноотделение, т. е. пищевой условный рефлекс, а в другом случае — оборонительный рефлекс. Это объясняется тем, что характер условного рефлекса определяется подкрепляющим безусловным рефлексом.

Мы уже указывали, что условные рефлексы образуются на основе безусловных рефлексов. Однако дальнейшие опыты выявили новый важнейший факт. Оказалось, что если условный рефлекс выработан и закреплен, то он в свою очередь может стать основой для образования нового условного рефлекса. Поясним примером. У собаки после нескольких повторных сочетаний зажигания лампочки и еды вырабатывается условный рефлекс на зажигание лампочки. При зажигании лампочки у такой собаки начинается слюноотделение. Условный рефлекс, который выработан на основе безусловного, называется рефлексом первого порядка. В нашем примере слюноотделение на зажигание лампочки является рефлексом первого порядка. В дальнейшем производят сочетание до того безразличного раздражителя с условным рефлексом первого порядка. Допустим, что почесывание кожи сопровождается зажиганием лампочки, причем безусловный раздражитель (пища) не дается. После ряда подобных сочетаний у собаки образуется условный рефлекс на почесывание кожи. Теперь уже только при почесывании кожи у собаки начинается выделение слюны. Такой условный рефлекс, который выработан на основе условного раздражителя, называется рефлексом второго порядка.

Читайте так же:  Льготы для семей с детьми

И. П. Павлов разработал методику образования у животного условных рефлексов. Суть этой методики заключается в том, что собаку помещают в специальную камеру (рис.), полностью изолированную от окружающего мира. Никакие раздражители — звук, свет, запах, и т. д. из внешней среды не могут проникнуть в камеру. Вне камеры находится и сам экспериментатор. При помощи специально приспособленной аппаратуры экспериментатор имеет возможность, находясь вне камеры, применять самые разнообразные раздражители, пищевое подкрепление и регистрировать слюноотделение собаки. Пищевое подкрепление дается из специальной кормушки.

Такие особые условия, созданные для подопытных собак, дают возможность изучить образование условного рефлекса при исключении других подобных раздражителей.

А. Г. Иванов-Смоленский и Н. И. Красногорский разработали специальные методики выработки условного рефлекса у ребенка.

Во всех случаях как у человека, так и у животного при выработке условного рефлекса условный раздражитель предшествует безусловному на несколько секунд. Так если вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на звонок, то звонок дается на несколько секунд раньше, чем пища. Повторение такого опыта 10—15 раз приводит к появлению условнорефлекторного слюноотделения на звонок.

Статья на тему Безусловные рефлексы

Глава 13. Высшая нервная деятельность

Задание 13.1. Заполните таблицу, дайте ответы на вопросы:

Таблица 45. Виды безусловных рефлексов.

Безусловные рефлексы Примеры
Пищевые Дыхательные Защитные Ориентировочные Половые  
  1. Какие рефлексы являются врожденными, имеют при рождении готовые рефлекторные дуги и сохраняются в течение жизни?
  2. Сохраняются ли безусловные рефлексы при удалении коры головного мозга?
  3. Можно ли организму только за счет безусловных рефлексов приспособиться к меняющимся условиям внешней среды?

Задание 13.2. Заполните таблицу:

Таблица 46. Отличия безусловных рефлексов от условных.

Признаки для сравнения Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Передаются по наследству Приобретаются со временем Постоянные или временные Видовые или индивидуальные Кора необходима    

Задание 13.3. Дайте положительный (+) или отрицательный (–) ответ на данные утверждения:

Условные рефлексы. Торможение рефлексов.

  1. Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
  2. Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
  3. Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
  4. Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
  5. Условные рефлексы передаются по наследству.
  6. Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
  7. Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
  8. Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
  9. Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
  10. Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
  11. Реакция учеников на звонок с урока — пример внутреннего торможения.

Задание 13.4. Рассмотрите схемы и выполните в тетради задания:

Рисунок 56. Схемы рефлекторных дуг безусловно-рефлекторного и условно-рефлекторного слюноотделения:

Дуга безусловного рефлекса:

 
 
Условные рефлексы передаются по наследству 123

Дуги условных рефлексов:

 
 
Условные рефлексы передаются по наследству 161

1. Запишите последовательные элементы рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.

2. Запишите последовательные элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.

Задание 13.5. Выберите правильные варианты ответов:

Безусловные и условные рефлексы.

Тест 1. Кто является автором книги «Рефлексы головного мозга», в которой сложная психическая деятельность человека связывается с корой головного мозга и рефлексами ?
  1. И.П.Павлов.
  2. И.М.Сеченов.
  3. Н.И.Пирогов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тест 2. Кто разработал методику образования условных рефлексов и создал учение об условных рефлексах?

  1. И.П.Павлов.
  2. И.М.Сеченов.
  3. А.А.Ухтомский.

Тест 3. Какие рефлексы являются врожденными, однотипными для вида и передаются по наследству?

  1. Условные рефлексы.
  2. Безусловные рефлексы.

Тест 4. Какие рефлексы являются приобретенными, носят индивидуальный характер и не передаются по наследству?

  1. Условные рефлексы.
  2. Безусловные рефлексы.

Тест 5. Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются в течение всей жизни?

  1. Условных рефлексов.
  2. Безусловных рефлексов.
  3. И условных, и безусловных рефлексов.

Тест 6. Какие рефлексы не имеют готовых рефлекторных дуг, формируются в процессе жизни и могут угасать?

  1. Условные рефлексы.
  2. Безусловные рефлексы.
  3. И условные, и безусловные рефлексы.

Тест 7. Какие рефлексы обеспечивают приспособление к меняющимся условиям внешней среды?

  1. Условные рефлексы.
  2. Безусловные рефлексы.
  3. И условные, и безусловные рефлексы.

Тест 8. Какие условия необходимы для выработки условных рефлексов?

  1. Условный раздражитель должен подкрепляться безусловным раздражителем.
  2. Условный раздражитель должен несколько опережать безусловный раздражитель.
  3. Безусловный раздражитель должен несколько опережать условный раздражитель.
  4. Достаточно одноразового подкрепления условного раздражителя безусловным.
  5. Должно быть неоднократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
  6. Условный раздражитель должен быть сильнее безусловного.
  7. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.

Тест 9. Какие структуры головного и спинного мозга участвуют в осуществлении безусловных рефлексов?

  1. Спинной мозг и ствол головного мозга.
  2. Спинной мозг, ствол и кора головного мозга.
  3. Ствол и кора головного мозга.
  4. Кора головного мозга.
Читайте так же:  Продажа квартиры после наследства налог

Тест 10. Какие структуры головного и спинного мозга участвуют в осуществлении условных рефлексов?

  1. Спинной мозг и ствол головного мозга.
  2. Спинной мозг, ствол и кора головного мозга.
  3. Ствол и кора головного мозга.
  4. Кора головного мозга при участи подкорковых структур.

Тест 11. При покупке нового костюма, человек некоторое время ищет карманы на старых местах, затем привыкает к новым. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.
  2. Внутреннее, условное.

Тест 12. Раздался стук в дверь и пудель, бросив мячик, залаял и бросился к двери. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.
  2. Внутреннее, условное.
  3. Здесь нет торможения, произошло возбуждение другого участка коры.

Тест 13. Условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Животное через некоторое время перестает реагировать на условный раздражитель, условный рефлекс затормозился. Какой это вид торможения?

  1. Внешнее, безусловное.
  2. Внутреннее, условное.

Тест 14. Какую информацию человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?

  1. Любую, которую воспринимают органы чувств.
  2. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной.

Тест 15. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?

  1. Любую, которую воспринимают органы чувств.
  2. Любую, которую воспринимают органы чувств, кроме словесной.
  3. Только словесную.

**Тест 16. Какое заболевание развивается при поражении центра Вернике?

  1. Сенсорная афазия — потеря речи. Человек может говорить, но речь не понимает.
  2. Моторная афазия — потеря речи. Человек понимает речь, но сам говорить не может.

**Тест 17. Какое заболевание развивается при поражении центра Брока?

  1. Сенсорная афазия — потеря речи. Человек может говорить, но речь не понимает.
  2. Моторная афазия — потеря речи. Человек понимает речь, но сам говорить не может.

**Тест 18. Какое полушарие обеспечивает абстрактное мышление у правшей?

  1. Правое полушарие.
  2. Левое полушарие.

**Тест 19. Какое полушарие обеспечивает образное мышление у правшей?

  1. Правое полушарие.
  2. Левое полушарие.

**Тест 20. Что характерно для фазы медленного сна?

  1. Урежаются дыхание и пульс.
  2. Учащается и углубляется дыхание.
  3. Расслабляются мышцы.
  4. Понижается обмен веществ и температура тела.
  5. Повышается интенсивность обмена веществ.
  6. Усиливается работа сердца.
  7. Замедляется работа сердца.
  8. Повышается кровяное давление.
  9. Наблюдается быстрое движение глаз.
  10. Человек видит сны.
  11. Заторможенность движений.
  12. Повышается температура.

**Тест 21. Как называется форма научения, основанная на запечетлевании образа другого индивидуума в мозгу детеныша и создании особой «привязанности» к нему, стремлении следовать за ним?

  1. Импритинг.
  2. Инсайт.
  3. Условный рефлекс.

**Тест 22. Как называется высшая форма научения животных, основанная не на методе проб и ошибок, а на ранее полученной информации и позволяющая решить задачу, которую животное ранее не решало. (Для того чтобы достать банан шимпанзе поставила ящики друг на друга).

  1. Импритинг.
  2. Инсайт.

**Тест 23. И.П.Павлов, используя терминологию Гиппократа, различал четыре основных типа высшей нервной деятельности человека: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. К каким типам относятся люди, нарисованные Х.Бидструпом?[1]

Рисунок 57. Основные типы высшей нервной деятельности.

 
 
Условные рефлексы передаются по наследству 49

Задание 13.6. Вопросы к зачету:

Тестовое задание.

  1. Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
  2. Что такое рефлекс?
  3. Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
  4. Какие рефлексы называются безусловными?
  5. Какие рефлексы называются условными?
  6. Что такое инстинкт?
  7. Дайте определение высшей нервной деятельности.
  8. Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
  9. Приведите примеры безусловных рефлексов.
  10. Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
  11. Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
  12. Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
  13. Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
  14. Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
  15. В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
  16. У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
  17. Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
  18. Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
  19. В каком полушарии у правшей находятся речевые центры?
  20. Какое полушарие преимущественно отвечает за образное мышление?

Теоретические вопросы.

1. Безусловные рефлексы. Дуга безусловного рефлекса.

2. Образование условных рефлексов. Дуга условного рефлекса.

3. Речь и мышление.

Ответы

Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1128;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Наследуются ли условные рефлексы?

Вопрос о наследовании условных рефлексов — индивидуальных приспособительных реакций организма, осуществляющихся посредством нервной системы, — частный случай идеи о наследовании любых приобретенных признаков организма. Эта идея — некогда предмет ожесточенных дискуссий — ныне окончательно отвергнута. Все опыты, которые проводились для доказательства наследования приобретенных признаков, при проведении правильно поставленных экспериментов не подтвердились.

В книге Мюнтцинга дан обзор достижений генетики и приведена четкая характеристика этого вопроса: «Простейшая теория видообразования связывает возникновение видов с божественными актами творения. Следующее место по простоте занимает идея о том, что изменения в среде непосредственно вызывают изменения организмов, приводя, таким образом, к возникновению новых видов» (Мюнтцинг, 1967. С. 473).

Современной наукой накоплено бесчисленное количество доказательств того, что, несмотря на огромную индивидуальную приспособительную изменчивость организма, эволюция тем не менее идет в результате отбора мутаций и рекомбинаций генов.

Однако эти достижения современной генетики до сих пор совершенно игнорируются некоторыми исследователями. С сожалением надо отметить, что среди ряда физиологов еще распространены наивные взгляды на вопросы видообразования, давно отброшенные генетиками-эволюционистами.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам в 2019 году

Так, в недавно вышедшей брошюре К. В. Судакова «Тайны инстинкта» в категорической форме утверждается существование наследственной передачи условных рефлексов и перехода условных рефлексов в безусловные. Не удивительно, что такое более чем пренебрежительное отношение к достижениям современной науки вызывает протест читателей.

Одним из поводов для распространения среди физиологов представлений о наследовании условных рефлексов могли послужить некоторые высказывания И. П. Павлова по этому вопросу, отвергнутые позднее им же самим в широкой прессе.

В 1913 г. в очень осторожной форме И. П. Павлов писал: «Можно принимать, что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственностью превращаются в безусловные». К тому же периоду относятся его более определенные высказывания по этому же вопросу: «Передаются ли условные рефлексы по наследству? Точных доказательств этому нет, до этого наука еще не дошла. Но надо думать, что при длительном периоде развития прочно выработанные рефлексы могут становиться врожденными».

Дальше эти идеи И. П. Павлова развивались следующим образом. В начале 20-х годов он поручил своему сотруднику Н. П. Студенцову изучить наследование условных рефлексов у мышей. Студенцов на основании предварительно проведенных опытов пришел к выводу, что при выработке условных рефлексов от поколения к поколению происходит ускорение их образования. Об этих опытах Н. П. Студенцова И. П. Павлов рассказал крупнейшим генетикам того времени Н. К. Кольцову и Т. Г. Моргану, которые объяснили И. П. Павлову невероятность результатов, полученных Студенцовым.

И. П. Павлов предпринял проверку этих опытов — они не подтвердились. В связи с этим великий ученый опубликовал свое отношение к этому вопросу в письме, напечатанном в «Правде» (13 мая 1927 г. № 106): «Первоначальные опыты с наследственной передачей условных рефлексов у белых мышей при улучшении методики и при более строгом контроле до сих пор не подтверждаются, так что я не должен причисляться к авторам, стоящим за эту передачу».

В начале тридцатых годов И. П. Павлов создал первую в мире «Лабораторию экспериментальной генетики высшей нервной деятельности», перед зданием которой рядом с памятниками Декарту и Сеченову был поставлен памятник Грегору Менделю. Постоянным консультантом генетических исследований, проводившихся на собаках, И. П. Павлов пригласил выдающегося генетика-невропатолога С. Н. Давиденкова, консультировался он также и с Н. К. Кольцовым.

Через два года после смерти И. П. Павлова автор этих строк был приглашен Л. А. Орбели в качестве консультанта по генетико-физиологической работе, проводящейся на собаках в Колтушах. Мне пришлось принять участие в обработке первого этапа исследований, которые были начаты при жизни И. П. Павлова.

В рабочих тетрадях сотрудников, изучавших типы высшей нервной деятельности собак, постоянно встречались пометки, сделанные рукой И. П. Павлова. Вся работа велась в чисто генетическом плане: селекция с инбридингом на разные типологические особенности высшей нервной деятельности. Обработка первоначальных этапов исследований ясно показала эффективность селекции, ведущейся по отдельным особенностям высшей нервной деятельности.

Были ли в то время полностью забыты мыши и возможность передачи индивидуально приобретенных навыков? Нет, в маленькой лаборатории Е. А. Ганике и В. К. Федоровым конструировалась автоматическая система для возможности объективного изучения условных рефлексов у мышей. После смерти Е. А. Ганике его ученик В. К. Федоров продолжил изучение вопроса о наследовании индивидуально приобретенного опыта. На основании своих исследований он пришел к выводу, что скорость образования условных рефлексов у мышей не является достаточно тонким критерием для возможности ответа на вопрос о наследовании приобретенных особенностей высшей нервной деятельности (1953). «Этот факт», — писал он, — дает возможность понять, почему зарубежные биологи, работающие над проблемой наследования приобретенных признаков, получают, как правило, отрицательные результаты: основным критерием в оценке высшей нервной деятельности животных они считают скорость выработки навыков», т. е. тех же условных двигательных рефлексов. По-видимому, этот критерий не пригоден для решения данной проблемы» (С. 285).

Сам В. К. Федоров, как это видно из начала его статьи, признавал постулат о существовании «… неоспоримых данных, указывающих на то, что внешние факторы, вызывающие изменения у родительских особей, тем самым при определенных условиях вызывают изменения у потомков» (С. 276). На основании своих исследований он приходит к выводу (Федоров, 1956), что изменения в нервной системе родительских особей, вызванные функциональной тренировкой подвижности процессов возбуждения и торможения, в известной мере наследуются. Однако эти изменения могут быть обнаружены лишь при использовании более сложных и тонких испытаний, чем выработка обычных условных рефлексов. Фактический материал, приведший В. К. Федорова к этому выводу, получен на 336 мышах четырех поколений, одна часть которых — потомки тренированных родителей, другая — контрольных особей. Обнаруженные различия между обеими группами мышей статистически достоверны. Какова дальнейшая судьба этого исследования?

В обзорной статье «Современное состояние генетики поведения» В. К. Федоров не упоминает об этих своих исследованиях на мышах, однако говорит о том, что крысы различных линий достоверно различаются по степени подвижности нервных процессов, причем эти различия сохраняются в ряде поколений. Кроме того, указывается, что сравнительным анализом уровня подвижности у родителей и их потомков установлено наследование данного свойства нервной системы. От родителей со средней подвижностью нервных процессов были получены потомки трех категорий (высокая, средняя и низкая подвижность нервных процессов), давшие основание В. К. Федорову говорить о «наблюдавшемся расщеплении 1:2:1».

Читайте так же:  Погашение ипотеки за третьего ребенка

Последующие исследования, выходящие из лаборатории В. К. Федорова, рассматривают наследование степени подвижности нервных систем у крыс с чисто генетических позиций. Сотрудник этой лаборатории В. И. Елкин (1967) говорит о гене, определяющем характер подвижности нервных процессов у крыс разных линий. Исследований по вопросу изучения наследования приобретенного опыта в лаборатории В. К. Федорова больше не проводится.

Поучительным примером служат результаты тщательной проверки широко известных опытов Мак-Дугала по изучению влияния обучения родителей на скорость образования условных рефлексов у потомков. История этого вопроса детально изложена Робинсоном.

Методика основных опытов Мак-Дугала заключалась в том, что крысы, помещенные в камеру, наполненную водой, обучались вылезать на одну из двух симметрично расположенных платформ. При вылезании из воды на освещенную платформу крыса получала удар электрическим током, что вынуждало ее влезать на затемненную платформу. Основными критериями обучаемости служило время образования условных рефлексов и число ошибок, сделанных крысой в процессе обучения. Было изучено 46 поколений крыс. Для исключения возможности селекции на хорошую обучаемость была поставлена серия, в которой велась обратная селекция на плохую обучаемость.

Фактический материал опытов Мак-Дугала показал, что как скорость образования условных рефлексов, так и число делаемых крысой ошибок имеет ясно выраженную тенденцию к сильной флуктуации от поколения к поколению. Однако общей тенденцией является ускорение образования условных рефлексов от поколения к поколению. На основании своих опытов Мак-Дугал приходит к выводу о наследовании индивидуально приобретенного опыта.

Опыты Мак-Дугала были проверены известным генетиком Кру. Были применены все меры для исключения возможности неосознаваемого отбора. Как опытные, так и контрольные (необучавшиеся) линии велись путем строгого инбридинга. Была изучена обучаемость в 18 поколениях крыс. Фактический материал Кру показал наличие значительных отклонений в быстроте обучаемости как опытных, так и контрольных крыс. Однако никакого эффекта от обучения родителей на способность потомков к обучению он не обнаружил. Восемнадцатое поколение обеих групп крыс обладало сходной обучаемостью и не отличалось от крыс первой генерации. Тщательный генетический анализ различных особенностей поведения у изучавшихся крыс позволил Кру выявить два типа обучаемости: «быстрый» и «медленный». Оба эти типа поведения, как показал генетический анализ, детерминированы генотипически. Те флуктуации в обучаемости, которые наблюдаются среди изучавшихся поколений крыс, можно объяснить, согласно мнению Кру, изменением соотношения генотипических факторов, лежащих в основе обоих типов обучения.

Основное возражение, сделанное Мак-Дугалом Кру, состоит в том, что подопытные крысы этого исследователя получали меньшее число уроков, чем крысы Мак-Дугала. Для того чтобы приобретенный навык передавался по наследству, он должен, согласно его мнению, быть достаточно упроченным, чего не было в опытах Кру.

Опыты Мак-Дугала в течение 20 лет проверялись также Эгером и сотрудниками, методика экспериментов которых была максимально сближена с методикой Мак-Дугала. Все крысы, использованные для опытов, происходили от одной единственной пары крыс. Потомки этой пары были разделены на две группы, одни из которых явились предками обучающихся крыс, другие — контрольной группы. Опыты были проведены на 50 поколениях крыс. В обеих линиях продолжался инбридинг.

Результаты проведенных исследований показали, что по скорости обучения и числу делаемых ошибок в процессе выработки навыка как в опытной, так и в контрольной группе крыс произошли совершенно сходные изменения. Наблюдались параллельные отклонения в обоих параметрах обучаемости, причем имелась тенденция к ускорению выработки изучаемого навыка и уменьшению числа делаемых ошибок. Если бы в экспериментах Эгера отсутствовала контрольная группа, были бы некоторые основания говорить о влиянии тренировки предков на быстроту выработки условных рефлексов у потомков. Однако наличие контрольной группы крыс, в которой в течение 50 поколений инбредного разведения без всякой тренировки произошли совершенно идентичные изменения в формировании изучаемого навыка, делают такой вывод совершенно необоснованным.

Эгером и сотрудниками был проделан ряд тщательных исследований по сравнительно генетическому анализу опытной и контрольной линий на примере морфологических признаков (окраска и вес). Оказалось, что в течение 50 поколений инбридинга обе линии претерпели определенную дивергенцию (расхождение) своих генотипов. Это могло произойти за счет гетерозиготности исходной пары крыс или за счет мутационного процесса, оказавшего свое влияние в течение периода проведения эксперимента. Различие в генной структуре опытной и контрольной групп не имело плейотропного действия на обучаемость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Деньги, кредит, банки. Краткий курс. — М.: Окей-книга, 2013. — 160 c.
Оцените статью

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here