Какая форма правления передается по наследству?

Описание страницы: какая форма правления передается по наследству? от профессионалов для людей.

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти.

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархияпредполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Читайте так же:  Льготы матерям одиночкам в 2019 году

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

Особенности полномочий президента:

  • президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

  • имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

  • имеет право вето на законы, принятые парламентом;

  • по должности является главнокомандующим;

  • является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Читайте так же:  Справка по форме банка для ипотеки

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

  • президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

  • имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

  • не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

  • представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

  • в своей деятельности не зависит от партий;

  • не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

  • играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской(Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

  • кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

  • кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;
  • каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

Понятие и структура формы государства.

Виды форм государственного правления.

Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Видео удалено.
Читайте так же:  Субсидия на покупку жилья кому полагается
Видео (кликните для воспроизведения).

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия – такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную (неограниченную), сословно-представительную (дуалистическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган – совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVII в. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.

Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд.

Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, император в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие (сеньоратный, майоратный, по праву первородства).

Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная форма ограниченной монархии – это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистическую) монархию. Парламентарную монархию, скорее всего можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Республика– форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на президентские (США Бразилия, Аргентина), парламентские (Австрия, Италия, Германия), смешанного типа (Франция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).

В президентских республиках политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Парламент принимает законы. Президент осуществляет верховную исполнительную власть. Он является одновременно главой государства и главой правительства, которое сам же и формирует. Президент избирается на всеобщих выборах и не несет ответственности перед парламентом. Правительство также ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. Система сдержек и противовесов также достаточно сильна: президент не вправе досрочно распустить парламент; президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании); в ряде президентских республиках (США и др.) парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента, занимаемого им поста (импичмент).

В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия и др.) законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. Реальная власть принадлежит парламенту. Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Президент является формальным главой государства с ограниченными представительскими функциями. Зачастую он избирается не всенародно, а парламентом или особой коллегией выборщиков.

Учитывая достоинства и недостатки обеих форм республиканского правления, ряд государств использует третью, смешанную, президентско-парламентскую форму.

В президентско-парламентских республиках (Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Болгария, Польша) сильная президентская власть сочетается с эффективным парламентским контролем над правительством. Президент является главой государства, обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, назначает премьер-министра, имеет право досрочно распустить парламент и назначить новые выборы. Он является верховным главнокомандующим, может единолично ввести чрезвычайное положение. С другой стороны, парламент контролирует деятельность правительства, утверждая бюджет страны, может вынести правительству резолюцию порицания (вотум недоверия), что приведет к падению кабинета. Таким образом, правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом.

Читайте так же:  Свидетельство о наследстве на земельный участок

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламентом может по своей инициативе объявить о проведении референдума.

5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.

Переходные формы от монархии к республике.

Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.

Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. Такими республиками являются, например, Тунис, Центрально-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.

По своим признакам монократическая республика близка к суперпрезидентской республике, а выборная монархия близка по сути к абсолютной монархии, так как в таких государствах нет парламента, а конституция октроирована (от франц. octroyer– жаловать), т.е. монарх дает (дарует) народу конституцию, в которой записано, что вся власть (исполнительная, законодательная и судебная) принадлежит ему самому, т.е. монарху. Не случайно переходные формы государственного правления называют еще гибридными.

Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 2042;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ТЕМА УРОКА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Что такое форма правления?

Форма правления — это способ организации верховной государственной власти.

Какие существуют формы правления?

I. Монархия

1) абсолютная монархия;

2) ограниченная монархия (конституционная)

а) дуалистическая монархия;

б) парламентская

II. Республика

а) парламентская;

б) президентская;

в) смешанная (полупрезидентская)

Виды монархий и их признаки

Монархия — форма правления при которой верховная власть осуществляется единолично, пожизненно, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.

Абсолютная монархия — форма правления при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция.

Ограниченная (конституционная) монархия — форма правления, при которой в силу основного закона государства — конституции — власть распределена между монархом и парламентом.

Признаки дуалистической монархии:

1) законодательная власть разделена между монархом и парламентом;

2) монарх является главой исполнительной власти и формирует правительство, которое ему подотчётно;

3) монарх имеет право вето (неутверждения законов) и право неограниченного роспуска парламента.

Признаки парламентской монархии:

1) власть монарха ограничена;

2) законодательная власть принадлежит парламенту;

3) правительство формируется парламентом и ему подотчётно;

Читайте так же:  Какие документы необходимы для наследства?

4) власть монарха является символической; самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента.

Признаки абсолютной монархии:

1) верховная власть не ограничена законом;

2) верховная власть сама является источником закона;

3) законодательная власть принадлежит монарху;

4) глава исполнительной власти — монарх, он формирует правительство, которое ему подотчётно;

5) монарх обладает всей полнотой судебной власти.

Абсолютная монархия Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия
Дуалистическая монархия Иордания, Марокко, Непал
Парламентская монархия Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Положительные черты монархической формы правления: стабильность, уважение к власти.

Отрицательные черты монархической формы правления: концентрация власти в одних руках, отсутствие общественного контроля над властью.

Виды республик и их признаки

Республика (от латинского «общественное дело»)- форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам власти, избираемым населением на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика — форма правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика — форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства.

Признаки парламентской республики:

1) правительство формируется парламентом и несёт перед ним ответственность;

2) президент не может быть главой правительства;

3) если парламент выносит вотум недоверия правительству, то оно уходит в отставку;

4) президент обычно избирается парламентом;

5) назначение в правительство получают только депутаты партии, получившей большинство мест в парламенте;

6) членов правительства назначает лидер партии парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1) президент избирается всенародным голосованием;

2) членов правительства назначает президент;

3) президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты.

Признаки полупрезиденткой (смешанной) республики

1) парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом;

2) президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока;).

Признаки РФ, как полупрезидентской республики:

В РФ в случае трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Положительные черты республиканской формы правления: наличие общественного контроля за властью, разделение властей.

Отрицательные черты республиканской формы правления: столкновение интересов социальных групп, порождающее конфликты.

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 11 классе

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства; Финансы и статистика — , 2011. — 200 c.
Оцените статью

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here