Информация о ставках и льготах

Описание страницы: информация о ставках и льготах от профессионалов для людей.

Имущественные налоги – сборы, которые взымаются с физических лиц в казну муниципальных образований  или же, например, городов федерального значения. Как понятно из их обобщенного наименования, они налагаются непосредственно на имущество граждан. Если вы обладаете какими-либо материальными благами, обложенными налогами, вам регулярно будут поступать письма от Федеральной налоговой службы, в которых будет обозначаться просьба об осуществлении этого мирного гражданского долга.

Информация о ставках и льготах 42

Сегодня получить справочную информацию относительно льгот и ставок налогов, актуальных для вашего региона, можно с помощью сервиса ФНС и других онлайн-программ

Конечно, для тех, кто не понимает, за что он платит, служба подготовила специальный сервис, где содержится справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам для каждого региона страны. Располагается она по  этой ссылке: www.nalog.ru/rn50/service/tax/. Однако, если вас интересуют не частности, а общие сведения, предлагаем вам изучить собранную в данной статье информацию.

Разновидности имущественных налогов

Итак, существует определенное количество разновидностей имущественных налогов – всего 4 наименования. Давайте приступим к рассмотрению их классификации в нижеследующей таблице.

Информация о ставках и льготах 165

Существует несколько основных разновидностей имущественных налогов, большая часть которых облагает сборами физических лиц

Таблица 1. Виды имущественных налогов и соответствующие им предметы налогообложения

Транспортный налог физических лиц В случае с данным налоговым сборам к объекту налогообложения можно отнести любые транспортные средства, находящиеся во владении у гражданина Российской Федерации, а именно:
·         автомобили;
·         мото-транспорт;
·         вертолеты;
·         самолеты;
·         катера;
·         яхты;
·         иной транспорт наземный, водный, воздушный.
Земельный налог с физических лиц В ситуации с искомым налоговым сбором объектом, за владение которым производится взимание денежных средств, является непосредственно земельная территория, коей владеют уплачивающие сбор граждане.
Налог на имущество с физических лиц В данном случае имущественный налог будет взыматься непосредственно с объектов недвижимости, а именно:
·         домов;
·         квартир;
·         комнат;
·         дач;
·         коттеджей;
·         зданий иного типа.
Налог на имущество организаций Объектом, облагаемым налогом имущественного характера, по отношению к организациям, работающим на нашей территории, является любая недвижимость, даже та, которая:

·         получена на доверительное управление;
·         взята в пользование;
·         находится во временном владении;
·         получена посредством заключения концессионного соглашения. При этом, данная недвижимость должна быть учтена на балансе организации в качестве одного из основных ее средств.

Информация о ставках и льготах 89

Выплата средств производится либо по вашему месту проживания, либо по тому адресу, который отражает местонахождения имущества, облагаемого сбором

Уплата вышеупомянутых налоговых сборов осуществляется гражданами:

  • либо по месту проживания их самих, как налог на средства передвижения;
  • либо по месту расположения объекта, подлежащего обложению сбором, как, например, налог на земельные владения или имущественное взыскание.

Так, к примеру, проживая в Москве, и имея в собственности квартиру в Кемеровской области, гражданин должен будет уплачивать средства именно после того, как получит уведомление от налоговой службы г. Кемерово (или иного города области, где располагается имущество).

Формирование бюджета и имущественные налоги: куда уходят уплачиваемые нами деньги

Как мы уже говорили выше, налоги данной категории будут исчисляться непосредственно в бюджеты местного уровня, а потому именно с их помощью производится функционирование различного рода региональных социальных программ, к коим относятся, как правило:

  • прокладывание новых путей сообщения;
  • строительство школ и иных образовательных учреждений;
  • обустройство парковых территорий и прочие мероприятия аналогичного характера.

Если отслеживать, какой именно имущественный налог приносит казне больше всего средств, то можно присудить сборам следующие места.

Информация о ставках и льготах 83

Наибольший объем поступлений в казну обеспечивается именно имущественным налогом, взымаемым непосредственно с организаций

  1. Первое место по праву отдано имущественному налогу, взымаемому с организаций. Дело в том, что именно на его счет приходится основная доля поступлений в местный бюджет.
  2. Далее по счету идет налог на владение земельным участком. В данной ситуации также будет интересно отметить, что по данному налогу все больше платят юридические лица.
  3. На третьем месте находится налог, взымаемый с транспортных средств, и в данном случае уже превалирует поступление платежей именно от физических лиц.
  4. Меньше всего приносит денег налог на имущество физических лиц.

Кто является плательщиками налогов имущественного характера

Как вы уже могли понять, уплату налогов имущественной категории осуществляют следующие лица:

  • физические, то есть обычные люди;
  • организации.

Информация о ставках и льготах 6

НК РФ Статья 399. Общие положения

Если рассматривать категорию, идущую в вышеуказанном списке первой, то можно обозначить более узкие группы лиц, вынужденных перечислять налог в пользу страны.

Так, уплату земельного налога осуществляют граждане, которые:

  • имеют территорию в собственности;
  • унаследовали землю в пожизненное владение;
  • владеющие землей на праве постоянного использования, не ограниченного временными рамками.

Базой налогообложения в данном случае будет не величина земельного участка или его ландшафтные особенности, а кадастровая стоимость территории, максимально приближенная к рыночной цене.

Информация о ставках и льготах 152

Получает сведения об имуществе налогоплательщиков инспекция непосредственно от ведущих учет органов

Уплачивать налог на владение средством передвижения должны физические лица, которые приобрели транспортное наименование, и осуществили его государственную регистрацию в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, или прочих органах, занимающихся постановкой транспорта на учет.

В данном случае базой, подлежащей обложению налогом, будет являться (чаще всего) мощность автомобиля, исчисляемая в количестве лошадиных сил.

Выплаты налога на имущество физических лиц производятся гражданами, которые произвели регистрацию прав собственности на жилые объекты различного типа:

  • дома;
  • квартиры;
  • таунхаусы;
  • коттеджи;
  • дачи и т.д.

Налоговой базой, определяющей величину уплачиваемого в казну сбора, будет кадастровая стоимость объекта недвижимости, то есть, как мы уже говорили, максимально приближенная к рыночной цене сумма. Ранее определение производилось на основе инвентаризационной стоимости, однако данное правило было изменено ввиду того, что она слишком разнилась с реальным ценовым показателем.

Кто занимается начислением налогов имущественного характера

Налоги искомой разновидности, назначаемые физическим лицам и организациям, рассчитываются и начисляются налоговыми органами.

Информация о ставках и льготах 13

Уведомление от налоговой получает ежегодно каждый гражданин, который имеет во владении какое-либо имущество, но иногда случаются и ошибки

Сведения, на основе которых производятся все расчеты, передаются непосредственно в инспекцию из регистрационных структур государства. Так, например, данные о вашем транспортном средстве и количестве его лошадиных сил, предоставляет в налоговую службу ГИБДД.

Узнать о том, что был начислен налог, вы сможете из уведомления, которое на бумажном носителе пересылается на ваш адрес. Внутри искомого уведомления будут указаны:

  • величина требуемых к уплате денежных средств;
  • срок, в течение которого вы должны перечислить деньги в казну государства.

Обратите внимание: что уведомление поступает к вам заблаговременно, примерно за месяц до того, как наступит срок выплаты.

Что делать, если вы не получили налоговое уведомление

Многие граждане нашей страны думают, что не получив уведомление с требованием оплатить налоговый сбор, они автоматически освобождаются от данной ответственности. На деле же это полностью ложное видение вопроса.

Так, начиная с 1 января 2015 года, в силу вступил закон, согласно которому сегодня плательщики налоговых сборов должны сообщать в Федеральную налоговую службу о том, что они не получили налоговое уведомление. И кроме того, в этом случае они должны также упомянуть, за какие объекты, находящиеся у них во владении, они могут и должны выплатить налог.

Читайте так же:  Предоставление льготы по налогу на имущество

Информация о ставках и льготах 52

Успейте оплатить налог до окончания периода его приема, чтобы не получить штрафны санкции от  государства

Сообщение, содержащее все вышеописанные данные, должно быть направлено с Федеральную налоговую службу относительно каждого из объектов имущественного характера, находящихся в собственности у лица.
Так, если квартира была приобретена непосредственно в 2018 году, но вы не получили по ней уведомлений, то до наступления 2020 года вы обязаны подать в налоговую соответствующее заявление.

Получается, что в том случае, если вы не получите уведомление, вам лучше проявить инициативу. В противном случае вы не просто будете неправы, но и получите, согласно закону, соответствующие санкции. Так, в первую очередь вас привлекут к ответственности путем назначения штрафа, величина которого составит 20% от невыплаченной вами в пользу государственной казны суммы налогового сбора.

На сегодняшний день сроком перечисления средств, до которого вы можете «тянуть» с оплатой после получения соответствующего сообщения является 1 декабря каждого года.

Ставки имущественных налогов

Обозначить конкретные ставки для каждого из имущественных налогов, рассматриваемых нами в сегодняшней статье, не представляется возможным, так как для каждого из субъектов нашей страны они будут разными.

Информация о ставках и льготах 91

Каждая разновидность имущественного налога поступает в бюджеты различного уровня

Так происходит ввиду того, что средства, поступающие в казну ввиду выплаты гражданами и организациями налогов обозначенной категории, оседают в местных бюджетах муниципальных образований. За уточнением информации для конкретного региона советуем вам вновь обратиться к официальному сервису, представленному Федеральной налоговой службой, упоминаемому нами в самом начале статьи.

Льготы по имущественным налогам

Как известно, в качестве одной из мер поддержки для социально менее защищенных слоев населения, государство разработало систему льгот, способных облегчить их бремя выплаты налогов.

Существует несколько уровней льгот, предоставляемых гражданам России сегодня:

  • федеральные льготы, которые закреплены в налоговом кодексе Российской Федерации, и действуют по всей территории страны, не подлежащие отмене на региональном и местом уровне даже в том случае, если установлены на налоги области или муниципального образования;
  • региональные льготы, которые закреплены нормативно-правовыми актами субъектов нашей страны, и имеют ту же значимость, что и федеральные, но действуя при этом лишь для налогоплательщиков, проживающих в конкретном регионе;
  • местные льготы, которые вступили в силу в результате проявленной властями муниципальных образований инициативы, которые имеют силу только на территории искомого образования, если на его территории содержится недвижимое имущество налогоплательщика.

Информация о ставках и льготах 6

Налоговые льготы никак не могут быть едиными, так как многие из них устанавливаются исключительно на уровне муниципальных образований

Как вы могли понять, единых для всей страны льгот немного, а в остальном в каждом регионе действуют уникальные послабления для граждан. Рассмотрим наиболее важные из них.

Льготы по транспортному налогу

Искомый налог соответствует по уровню региональному бюджету. Посему, все послабления, которые существуют по искомой выплате, установлены:
  • законодательными актами, действие которых распространится на всю Федерацию;
  • региональными законами.

Что касается федеральных послаблений относительно данного налога, они будут зависеть исключительно от:

  • типовой разновидности каждого конкретного транспортного средства;
  • мощности мотора автомобиля.

Прочих основания налоговым кодексом нашей страны не предусматривается, однако, на региональном уровне они все же оговариваются.

Итак, в большинстве регионов произведен отказ от обложения транспортным налогом средств передвижения, которые:

  • принадлежат к категории легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, находятся во владении у лиц, имеющих официально подтвержденный статус инвалидов,
  • лодок весельных и моторных, у которых имеется двигатель небольшой мощности (до 5 лошадиных сил);
  • автомобили угнанные (при условии, что хозяин украденного транспортного средства смог доказать факт его угона, и имеет соответствующую справку ОВД);
  • специализированная техника, принадлежащая организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции;
  • судна, занятые в водном промысле;
  • прочие транспортные средства, перечисленные в НК России.

Информация о ставках и льготах 88

В Кемеровской области, например, налог на транспорт для пенсионеров отменен

При этом, властями регионов могут быть также предусмотрены всяческие послабления дополнительного характера также и для конкретных категорий плательщиков налогов, например:

  • гражданам малоимущим, то есть нуждающимся;
  • семьям, имеющим 3-5 и т.д. несовершеннолетних детей на содержании;
  • героям Советского союза или России;
  • ветеранам Великой Отечественной Войны;
  • ветеранам иных боевых действий;
  • военным инвалидам;
  • лицам, владеющим автомобилями небольшой мощности.

Обратите внимание: в некоторых областях транспортный налог полностью отменен для лиц, достигших пенсионного возраста, даже если у них в собственности находится машина.

[1]

Разумеется, уточнять, какие льготы будут актуальными именно для вас, нужно, как мы и говорили, в индивидуальном порядке, посредством обращения:

  • либо к сервису Федеральной налоговой службы, о котором мы уже несколько раз сегодня упоминали;
  • либо к непосредственно сотрудникам службы по телефону.

Земельный налог

Информация о ставках и льготах 53

Величина земельного налога определяется согласно кадастровой стоимости облагаемого данным сбором объекта

Поскольку искомый налоговый сбор можно отнести к уровню местному, все льготы, его касающиеся, устанавливаются и муниципалитетом, и федерацией. Так, Налоговый Кодекс содержит полный перечень лиц, которые освобождены в силу тех или иных обстоятельств от интересующих нас выплат.

Так, относительно целого перечня лиц, выплачивающих налоги, предусматривается возможность по уменьшению величины налогооблагаемой базы на 10 тысяч рублей. Уточняйте в упоминаемых в данной статье источниках о том, какие еще послабления положены жителям вашего муниципального образования.

Имущественный налог

Преференции по налогу данной разновидности будут отличаться согласно субъектам налогообложения, по которым производится его взимание. Таким образом, он делится на:

  • сбор с имущественных благ организаций;
  • сбор с материального состояния физических лиц.
При этом, сбор для граждан относится к местному уровню, в связи с чем льготы по нему обозначаются законодательными актами, установленными на местном уровне.

Организации же платят за свое имущество в бюджет региона.

Информация о ставках и льготах 189

Узнайте условия, актуальные для вашего Субъекта страны в интернете, на сервисе налоговой службы или иных электронных пространствах

Льготы для физических лиц по данному налогу подразумевают довольно широкий перечень категорий граждан, которые могут быть освобождены от выплаты искомого платежа. Речь идет, как правило, об:

  • инвалидах;
  • ветеранах;
  • героях страны;
  • военнослужащих и т.д.

Что касается организаций, то поблажки чаще всего полагаются религиозным образованиям, налогоплательщикам, работающим с инвалидами и т.д.

Как при покупке квартиры или дома вернуть 13 процентов от уплаченного подоходного налога, читайте в нашей статье — Имущественный вычет, его размер и получение.

[2]

Подведем итоги

Получить справочную информацию о налогах имущественного характера вы можете на сайте ФНС. Разумеется, результаты запроса будут разительно отличаться в зависимости от того,  в каком регионе вы проживаете, и каким имуществом владеете. Чтобы узнать интересующие сведения, вы можете осуществлять поиск в интернете  и без помощи данного сервиса, просто вбив соответствующий вашему интересу запрос в поисковой строке. Ну и третий, консервативный, но, пожалуй, довольно простой вариант – позвоните в налоговую инспекцию вашего города или по горячей линии Федеральной службы и уточните все интересующие вас нюансы.

Читайте так же:  Заявление на льготу на детей

Видео  — Справочная информация о ставках и льготах по имущественному налогу

Приказ ФНС России от 22.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected]

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам приказываю:

1. Утвердить состав реквизитов информационного ресурса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (далее — Информационный ресурс) и порядок его формирования и ведения (приложения N 1, 2 к настоящему приказу).

2. В срок до 01.03.2012 Управлению имущественных налогов (Н.П. Филамофитская), Управлению по работе с налогоплательщиками (Т.В. Матвеева), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить разработку и доведение до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации шаблонов, обеспечивающих наполнение Информационного ресурса регионального и федерального уровней.

3. В срок до 01.03.2012 ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) разработать программные средства, обеспечивающие ведение Информационного ресурса регионального и федерального уровней в установленном порядке.

4. В срок до 15.03.2012 Управлению ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (О.А. Литова), Управлению информатизации (В.Г. Колесников), Управлению имущественных налогов (Н.П. Филамофитская) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) организовать проведение опытной эксплуатации в соответствии с Планом мероприятий по проведению опытной эксплуатации программного обеспечения, обеспечивающего ведение Информационного ресурса «Имущественные налоги: ставки и льготы» регионального и федерального уровней (приложение N 3 к настоящему приказу (не приводится)).

5. Управлению имущественных налогов (Н.П. Филамофитская), Управлению информатизации (В.Г. Колесников) по итогам проведения опытной эксплуатации принять решение о введении Информационного ресурса в промышленную эксплуатацию.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Л. Бондарчук.

Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.МИШУСТИН

Приложение N 1

Утвержден приказом ФНС России от 22 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/[email protected]

СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

Раздел 1. «Налог на имущество организаций»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Реквизиты закона субъекта Российской Федерации

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Сроки уплаты

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Сведения о налоговой ставке

Категория налогоплательщика и (или) имущества

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Размер, %

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Раздел 2 «Транспортный налог»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Реквизиты закона субъекта Российской Федерации

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Сроки уплаты для физических лиц

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Сроки уплаты для организаций

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Сведения о налоговой ставке

Наименование объекта налогообложения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Размер, руб.

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

14.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

15.

Признак категории налогоплательщика

Физические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

16.

Юридические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Раздел 3 «Земельный налог»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Код налогового органа

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Код ОКАТО

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Муниципальное образование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Реквизиты акта органа местного самоуправления

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Срок уплаты для физических лиц

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Срок уплаты для организаций

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Сведения о налоговой ставке

Наименование категории земель/ разрешенного использования земельного участка

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Размер, %

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Соответствующий пункт акта органа местного самоуправления

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

14.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

15.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

16.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

17.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

18.

Признак категории налогоплательщика

Физические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

19.

Юридические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

20.

Индивидуальные предприниматели

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Раздел 4 «Налог на имущество физических лиц»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Код налогового органа

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Код ОКАТО

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Муниципальное образование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Реквизиты акта органа местного самоуправления

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Срок уплаты

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Сведения о налоговой ставке

Суммарная инвентаризационная стоимость и/или тип использования объекта

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Размер, %

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Соответствующий пункт акта органа местного самоуправления

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

14.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

15.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

16.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Приложение N 2

Утвержден приказом ФНС России от 22 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/[email protected]

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

1. Настоящий порядок устанавливает процедуру формирования информационного ресурса «Имущественные налоги: ставки и льготы» (далее — Информационный ресурс) федерального уровня. Объектами автоматизации выступают подразделения налоговых органов организационной структуры ФНС России в составе:

Читайте так же:  Как вступить в наследство после 6 месяцев?

— Центральный аппарат ФНС России;

— Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.

2. Формирование Информационного ресурса на федеральном уровне производится на основании данных, формируемых на региональном и местном уровне.

3. Загрузка данных осуществляется через административную зону интернет-сайта ФНС России управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.[3]

4. Методологическое сопровождение Информационного ресурса обеспечивает Управление имущественных налогов ФНС России.

5. Обновление сведений Информационного ресурса производится управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в течение недели после вступления в силу изменений, внесенных в соответствующий закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге и налоге на имущество организаций или нормативный правовой акт органов местного самоуправления о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц.

6. Доступ к просмотру Информационного ресурса через интернет-сайт ФНС России свободный.

Приказ ФНС России от 22.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected]

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам приказываю:

1. Утвердить состав реквизитов информационного ресурса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (далее — Информационный ресурс) и порядок его формирования и ведения (приложения N 1, 2 к настоящему приказу).

2. В срок до 01.03.2012 Управлению имущественных налогов (Н.П. Филамофитская), Управлению по работе с налогоплательщиками (Т.В. Матвеева), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить разработку и доведение до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации шаблонов, обеспечивающих наполнение Информационного ресурса регионального и федерального уровней.

3. В срок до 01.03.2012 ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) разработать программные средства, обеспечивающие ведение Информационного ресурса регионального и федерального уровней в установленном порядке.

4. В срок до 15.03.2012 Управлению ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (О.А. Литова), Управлению информатизации (В.Г. Колесников), Управлению имущественных налогов (Н.П. Филамофитская) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) организовать проведение опытной эксплуатации в соответствии с Планом мероприятий по проведению опытной эксплуатации программного обеспечения, обеспечивающего ведение Информационного ресурса «Имущественные налоги: ставки и льготы» регионального и федерального уровней (приложение N 3 к настоящему приказу (не приводится)).

5. Управлению имущественных налогов (Н.П. Филамофитская), Управлению информатизации (В.Г. Колесников) по итогам проведения опытной эксплуатации принять решение о введении Информационного ресурса в промышленную эксплуатацию.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Л. Бондарчук.

Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.МИШУСТИН

Приложение N 1

Видео (кликните для воспроизведения).

Утвержден приказом ФНС России от 22 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/[email protected]

СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

Раздел 1. «Налог на имущество организаций»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Реквизиты закона субъекта Российской Федерации

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Сроки уплаты

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Сведения о налоговой ставке

Категория налогоплательщика и (или) имущества

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Размер, %

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Раздел 2 «Транспортный налог»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Реквизиты закона субъекта Российской Федерации

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Сроки уплаты для физических лиц

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Сроки уплаты для организаций

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Сведения о налоговой ставке

Наименование объекта налогообложения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Размер, руб.

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

14.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

15.

Признак категории налогоплательщика

Физические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

16.

Юридические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Раздел 3 «Земельный налог»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Код налогового органа

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Код ОКАТО

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Муниципальное образование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Реквизиты акта органа местного самоуправления

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Срок уплаты для физических лиц

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Срок уплаты для организаций

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Сведения о налоговой ставке

Наименование категории земель/ разрешенного использования земельного участка

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Размер, %

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Соответствующий пункт акта органа местного самоуправления

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

14.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

15.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

16.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

17.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

18.

Признак категории налогоплательщика

Физические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

19.

Юридические лица

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

20.

Индивидуальные предприниматели

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Раздел 4 «Налог на имущество физических лиц»

N п/п

Наименование реквизита

Источник формирования

Порядок формирования

1.

Код субъекта Российской Федерации

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

2.

Код налогового органа

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

3.

Код ОКАТО

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

4.

Муниципальное образование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

5.

Реквизиты акта органа местного самоуправления

Номер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

6.

Дата

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

7.

Наименование

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

8.

Срок уплаты

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

9.

Сведения о налоговой ставке

Суммарная инвентаризационная стоимость и/или тип использования объекта

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

10.

Размер, %

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

11.

Сведения о налоговой льготе

Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

12.

Соответствующий пункт акта органа местного самоуправления

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

13.

Основания предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

14.

Размер

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

15.

Единица измерения

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

16.

Условия предоставления льготы

Сведения ФПД регионального уровня

Автоматический

Читайте так же:  Снижение ставки по ипотеке в 2019

Приложение N 2

Утвержден приказом ФНС России от 22 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/[email protected]

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

1. Настоящий порядок устанавливает процедуру формирования информационного ресурса «Имущественные налоги: ставки и льготы» (далее — Информационный ресурс) федерального уровня. Объектами автоматизации выступают подразделения налоговых органов организационной структуры ФНС России в составе:

— Центральный аппарат ФНС России;

— Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.

2. Формирование Информационного ресурса на федеральном уровне производится на основании данных, формируемых на региональном и местном уровне.

3. Загрузка данных осуществляется через административную зону интернет-сайта ФНС России управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации.[3]

4. Методологическое сопровождение Информационного ресурса обеспечивает Управление имущественных налогов ФНС России.

5. Обновление сведений Информационного ресурса производится управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в течение недели после вступления в силу изменений, внесенных в соответствующий закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге и налоге на имущество организаций или нормативный правовой акт органов местного самоуправления о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц.

6. Доступ к просмотру Информационного ресурса через интернет-сайт ФНС России свободный.

ОТВЕТ:

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть норма налогового обложения.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

  • равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (например, налог на благоустройство территории);

  • твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога (например, 70 коп. за один квадратный метр площади);

  • процентные ставки, когда с каждого рубля, например, прибыли, предусмотрено 24% налога.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:

  • общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);

  • повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13%, имеются две другие — 30 и 35%);
  • пониженные ставки. Так, при упомянутой выше общей ставке НДС предусмотрены пониженная 10% и нулевая ставка.

В зависимости от содержания различают ставки:

  • маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

  • фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

  • экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Пример расчета ставок налога на доходы физических лиц

Исходные данные для расчета

Сумма, руб.

1. Все доходы, полученные российским налоговым резидентом

2. Социальные налоговые вычеты:

2 1. Расходы на лечение и медикаменты (ежегодно не более 38000 руб.)

2 2. Расходы на образование (ежегодно не более 38000 руб.)

3. Налоговая ставка

13%

Расчет налоговой базы

Налоговая база (стр. 1 — стр. 2.1 — стр. 2.2) = =268000-38000-30000

Вид ставки

Алгоритм расчета

Значение ставки

Маргинальная (МС)

13% суммы налоговой базы

200000*13/100%=26000 руб.

Фактическая

Значение МС делится на облагаемый доход

26000/200000*100% = 13,0%

Экономическая

Значение МС делится на совокупный доход

26000/268000*100% =9,7%

МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают четыре метода налогообложения:
  • равное (для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога);

  • пропорциональное (для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога);

  • регрессивное (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, например, при взимании единого социального налога);

  • прогрессивное (с ростом налоговой базы растет ставка налога). При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени (части), каждая их которых облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют для ступени, превышающей предыдущую ступень.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

  • изъятия— это налоговые льготы, направленные на выведение из под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;

  • скидки— это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки бывают общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными. Так, в России при обложении граждан льготы подразделяются на четыре группы:

1) стандартные налоговые вычеты;

2) социальные налоговые вычеты;

3) имущественные налоговые вычеты;

4) профессиональные налоговые вычеты;

  • налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 НК.

Отсрочка уплаты налога — перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок;рассрочка уплаты налога — деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. (Предоставление отсрочек или рассрочек приобрело платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.)

Возврат ранее уплаченного налога, как налоговая льгота, имеет другое наименование — налоговая амнистия. Дополнительные виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах — этоналоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (см. также «Сроки уплаты налога»).

ВОПРОС 13: Элементы налога: порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Кумулятивная, некумулятивная, глобальная и шедулярная системы исчисления налога. Способы уплаты налога. Налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

ОТВЕТ:

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА — это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогового агента (например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц). Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц инспекция МНС определяет сумму налога на их имущество.

Читайте так же:  Нотариус по наследству по месту жительства

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы определены в ст. 54 НК. Согласно положениям этой статьи:

  • налогоплательщики-организацииисчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

  • индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

  • • физические лица, как налогоплательщики, исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

В качестве информационного обеспечения по определению уплачиваемой суммы налога используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально признан и введен в действие с 1 января 2002 г. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям — например, при расчете НДС) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода — например, при расчете налога на прибыль организаций).

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА— это нормативно установленные способы и процедуры внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Налоговый оклад— это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Существуют следующие способы уплаты налога:

  • уплата налога по декларации, т. е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате;

  • уплата налога у источника дохода, т. е. момент уплаты налога, предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

  • кадастровый способ уплаты налога, т. е. налог, взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры;

  • уплата налога в момент расходования доходов характерна для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара;
  • уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.[5]

В соответствии со ст. 58 НК уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Со срочностью налоговых платежей увязано понятие — «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

  • срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут;
  • обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так, в соответствии с п. 2 ст. 57 НК «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени»;

  • изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются: Минфин России, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, Государственный таможенный комитет, органы внебюджетных фондов. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, а также налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Налоговый кредит— это замена налога (части налога) натуральным исполнением. Такая льгота предоставляется местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, налогоплательщику в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой области либо в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Порядок и условия предоставления налогового кредита определены ст. 65 НК.

Инвестиционный налоговый кредит— такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК. Выделены три основания для предоставления организации такого вида кредита:

  • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Законодательством предусмотрены различные основания по прекращению действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (ст. 68 НК).

Схема 1.1

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Бегугин, Ю.М. Сберегательное дело / Ю.М. Бегугин. — М.: Финансы, 2014. — 256 c.
  2. Варламова, Т. П. Деньги, кредит, банки / Т.П. Варламова, Н.Б. Ермасова, М.А. Варламова. — М.: РИОР, 2016. — 128 c.
  3. А.В. Мудрак Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги / А.В. Мудрак. — М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2012. — 232 c.
  4. Галяпина, Л. В. Финансы и кредит / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 352 c.
  5. Лаврушин, Олег Эволюция теории кредита и его использование в современной экономике / Олег Лаврушин. — М.: КноРус, 2018. — 426 c.
  6. Е.А. Звонова Деньги, кредит, банки. Учебник и практикум / Е.А. Звонова, В.Д. Топчий. — М.: Юрайт, 2014. — 464 c.
Оцените статью

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here