Безусловный рефлекс передается по наследству

Описание страницы: безусловный рефлекс передается по наследству от профессионалов для людей.

Вопрос 1. Изучите таблицу 5. Приведите свой пример условного рефлекса, подтвердив следующие положения таблицы:

— вырабатывается на основе жизненного опыта;

— изменчивы, то есть постоянно образуются и угасают.

Примером условного рефлекса может служить возрастающая активность учеников после школьного звонка. В ответ на школьный звонок ученики резко встают из-за парты. Данный условный рефлекс формируется на основе жизненного опыта. Позднее, когда ученики заканчивают школу и становятся студентами, а в университете не звенят звонки данный рефлекс постепенно угасает.

Вопрос 2. Докажите на конкретном примере, что безусловные рефлексы передаются по наследству, то есть проявляются даже у новорожденного ребенка.

У новорожденных формируются следующие виды рефлексов:

1. Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать.

2. Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;

3. Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

4. Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

Вопрос 3. Пользуясь таблицей, приведенной в тексте, поясните, почему ориентировочный рефлекс относят к безусловным рефлексам.

Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс. Это рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее изменение окружающей среды. Ориентировочным рефлексом называют безусловно-рефлекторные непроизвольные реакции, сопровождающиеся резким повышением внимания и тонуса мышц и вызванные неожиданным или новым для организма раздражителем. Ориентировочный рефлекс выражается внешне в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя. Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего агента и имеет важное приспособительное значение.

Чаще всего ориентировочный рефлекс возникает при неожиданном раздражении зрительных, слуховых или обонятельных рецепторов. Реакция эта врожденная и не исчезает при полном удалении коры больших полушарий у животных. Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро ослабляется и угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта особенность ориентировочного рефлекса зависит от коры больших полушарий.

Отличия условных рефлексов от безусловных. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.

Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.

Биологическое значение условных рефлексов. Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.

При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие. Поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.

Условия образования условного рефлекса. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван И. П. Павловым потому, что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.

Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом. Таким путем образуются условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка. Удалось образовать в эксперименте условные рефлексы третьего, четвертого порядков. Рефлексы эти, как правило, нестойкие. У детей удалось выработать рефлексы шестого порядка.

Читайте так же:  Второй ребенок ипотека 6 процентов

Возможность выработки условных рефлексов затрудняют или полностью исключают сильные посторонние раздражители, болезнь и др.

Что бы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога. При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).

Механизм образования условного рефлекса. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (рис. 15).

Вначале индифферентный раздражитель, если он является новым и неожиданным, вызывает общую генерализованную реакцию организма — ориентировочный рефлекс,который И. П. Павлов назвал исследовательским или рефлексом «что такое?». Любой раздражитель, если он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот глаз, ушей в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение, генерализованные изменения электрической активности мозга — альфа-ритм сменяется быстрыми колебаниями (бета-ритм). Эти реакция отражают общее генерализованное возбуждение. При повторении раздражителя, если он не становится сигналом к определенной деятельности, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она на него даст общую ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет. Подкрепим теперь звучащий звонок едой. При этом в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения — один в слуховой зоне, а другой в пищевом центре (это участки коры, которые возбуждаются под влиянием запаха, вкуса еды). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникнет (замкнется) временная связь.

В ходе дальнейших исследований были получены факты, свидетельствующие о том, что замыкание временной связи идет не только по горизонтальным волокнам (кора — кора). Разрезами серого вещества разобщали у собак разные участки коры, однако это не препятствовало образованию временных связей между клетками этих участков. Это дало основание полагать, что в установлении временных связей важная роль принадлежит и путям кора — подкорка — кора. При этом центростремительные импульсы от условного раздражителя через таламус и неспецифическую систему (гиппокамп, ретикулярная формация) поступают в соответствующую зону коры. Здесь они перерабатываются и по нисходящим путям достигают подкорковых образований, откуда импульсы приходят снова в кору, но уже в зону представительства безусловного рефлекса.

Что происходит в нейронах, участвующих в образовании временной связи? По этому поводу есть различные точки зрения. Одна из них главную роль отводит морфологическим изменениям в окончаниях нервных отростков.

Другая точка зрения о механизме условного рефлекса основывается на принципе доминанты А. А. Ухтомского. В нервной системе в каждый момент времени имеются господствующие очаги возбуждения — доминантные очаги. Доминантный очаг имеет свойство притягивать к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого усиливаться. Например, при голоде в соответствующих участках центральной нервной системы возникает стойкий очаг с повышенной возбудимостью —пищевая доминанта. Если голодному щенку дать лакать молоко и одновременно начать раздражать лапу электрическим током, то щенок не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью. У сытого щенка раздражение лапы электрическим током вызывает реакцию ее отдергивания.

Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в центре условного раздражителя. По мере сочетаний этих двух возбуждений образуется временная связь.

Многие исследователи считают, что в фиксации временной связи ведущая роль принадлежит изменению синтеза белка; описаны специфические белковые вещества, связанные с запечатлеванием временной связи. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения. Однако механизмы памяти не могут быть сведены к механизмам «ременной связи.

Имеются данные о возможности сохранения следов на уровне единичных нейронов. Хорошо известны случаи запечатлевания от однократного действия внешнего стимула. Это дает основание считать, что замыкание временной связи является одним из механизмов памяти.

Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Описано два типа торможения условных рефлексов — внутреннее и внешнее.

Безусловное, или внешнее, торможение. Этот тип торможения имеет место в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса. Иногда это торможение условных рефлексов называют индукционным торможением.

Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.

К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.

Читайте так же:  Договор купли продажи квартиры по ипотеке

Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.

Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.

Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.
Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.

Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель—сигнал (например, звонок), а через 1—5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2—3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2—3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2—3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.

Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится. От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизился к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы. Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм. В лаборатории И. П. Павлова удалось, например, выработать такую дифференцировку: 100 ударов метронома в минуту подкрепляли пищей, а 96 ударов не подкрепляли. После нескольких повторений собака отличала 100 ударов метронома от 96: на 100 ударов у нее текла слюна, на 96 ударов слюна не отделялась.Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.

Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. ;г Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо —все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке. Вспомним, как трудно «переучить» ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом и т. п. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.

Динамический стереотип является одним из проявлений системной организации высших корковых функций, направленных на обеспечение стабильных реакций организма.

Безусловный рефлекс передается по наследству 60

Все рефлексы, которые наблюдаются в организме, делятся на две группы: безусловные и условные.
Видео удалено.
Читайте так же:  Вступление наследство после смерти мамы
Видео (кликните для воспроизведения).

Животные рождаются, имея уже некоторое количество готовых рефлексов. Эти рефлекторные акты сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются потомству. Количество этих рефлекторных актов, получивших название безусловных рефлексов, невелико. Между тем организм живет в непрерывно изменяющейся среде. При помощи этого органического количества безусловных рефлексов, притом всегда воспроизводящих один и тот же рефлекторный акт в ответ на действие небольшого количества раздражителей, организм не может приспособиться к изменяющимся условиям среды и должен погибнуть. Однако организм сохраняет свою жизнедеятельность и приспосабливается к условиям окружающей, среды. Это происходит благодаря образованию в коре головного мозга новых условных рефлексов.

Между безусловными и условными рефлексами существуют серьезные различия.

Рис. КАМЕРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ В РАЗРЕЗЕ. Слева — внутренняя часть камеры; справа — внешняя часть

Рассмотрим основные особенности безусловных и условных рефлексов.

Пути безусловного рефлекса, т. е. рефлекторная дуга и особенно пути в центральной нервной системе, по которым возбуждение передается с центростремительного волокна на центробежное, так же как и путь в кору (корковое представительство безусловного рефлекса), к моменту рождения животного или человека уже имеются: у новорожденного в первые же дни проявляется ряд пищевых безусловных рефлексов (сосание, слюноотделение и т. д.). Безусловные рефлексы — врожденные и передаются по наследству.

Условные рефлексы не являются врожденными. Дуги условного рефлекса не существуют к моменту рождения. Условные рефлексы появляются, закрепляются, угасают и исчезают в течение жизни и являются строго индивидуальными. Для примера приведем следующий опыт.

Щенки в качестве питания получали только молоко; в дальнейшем только один вид молока вызывал у них слюноотделение. Такое слюноотделение происходило в результате образовавшегося условного рефлекса. Показ этим щенкам мяса, которого они еще ни разу не пробовали, слюноотделения не вызывал. Если же щенка после этого один или два раза покормить мясом, то один вид или запах мяса начнет вызывать у него выделение слюны. Аналогичные явления, о чем мы уже говорили выше, можно наблюдать и у ребенка. Если ребенку, ни разу не пробовавшему лимона, показать его, то он привлекает внимание ребенка лишь своим цветом и формой, но пищевой реакции в виде слюноотделения не вызывает. Но достаточно ребенку попробовать лимон, как в дальнейшем, даже при одном его виде, у него появляется обильное слюноотделение. У взрослых людей упоминание о лимоне или даже мысль о нем может вызвать обильное слюноотделение.

В осуществлении безусловного рефлекса принимают участие в основном подкорковые отделы центральной нервной системы. Рефлекторная дуга безусловных рефлексов может проходить через любые отделы центральной нервной системы. Эти рефлексы могут осуществляться без участия коры больших полушарий.

Условный рефлекс является функцией коры головного мозга. Замыкание дуги условного рефлекса происходит в коре головного мозга. Однако условный рефлекс можно образовать и у животных, у которых кора головного мозга отсутствует или развита очень слабо. У этих животных рефлекторная дуга условного рефлекса замыкается в высшем отделе его центральной нервной системы.

Безусловные рефлексы сравнительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Правда, при участии коры головного мозга человек может задержать проявление безусловных рефлексов: например, будучи голоден, человек может сдержать себя и не наброситься на еду.

Условные рефлексы изменчивы и более подвижны: они временны, легко возникают и также легко исчезают.

Далее условные рефлексы могут образоваться на основе безусловных рефлексов. Образование условного рефлекса происходит в том случае, если какой-либо раздражитель, до этого безразличный для данного вида деятельности, совпадает с действием безусловного раздражителя. Для того чтобы зажигание лампочки, звонок, удар метронома или какой-либо другой раздражитель, который до образования условного рефлекса не вызывал никакой пищевой реакции, стали условным раздражителем, вызывающим выделение слюны, надо сопро-

Безусловный рефлекс может быть вызван в том случае, когда наносится специфическое для данных рецепторов раздражение. Как мы уже знаем, отдельные группы рецепторов специально приспособлены для восприятия определенного вида раздражений. Так, например, для глаза раздражителем является свет, для уха — звуки т. д.

Для образования условного рефлекса не требуется специфического раздражителя. Любое раздражение, наносимое на любой рецептор, может стать раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Условный рефлекс может быть выработан на любое изменение внешней среды и внутреннего состояния организма.

Наконец, надо отметить, что при всем отличии безусловных и условных рефлексов И. П. Павлов подчеркивал связь между этими двумя видами рефлексов. Он считал, что при определенных условиях в процессе развития условные рефлексы могут передаваться по наследству и переходить в безусловные.

Условные раздражители, или сигналы

Условным раздражителем, или сигналом, может быть любое изменение, возникшее во внешней среде или внутри организма, иначе говоря, любое изменение среды может стать раздражителем, на который может образоваться условный рефлекс.

В лабораторных условиях таким раздражителем, приводящим к образованию условных рефлексов, могут быть зажигание лампочки, музыкальные звуки, шумы, равномерный звук метронома, трещотка, давление на поверхность кожи, действие тепла и холода, прикосновение, чесание, укол, всевозможные запахи и т. д., а также состояние внутренних органов, натяжение мышц и т. д.

Правило и методика образования условного рефлекса

Для образования условного рефлекса на любой раздражитель надо, чтобы данный индифферентный, т. е. безразличный, раздражитель предшествовал безусловному раздражителю и в течение некоторого времени действия последнего сопровождал его.[1]

Так, для образования условного слюноотделительного рефлекса на какой-либо индифферентный раздражитель, допустим, звонок, необходимо, чтобы звонок начал звонить, например, на 5 — 30 секунд раньше, чем собака получит корм, и некоторое время сопровождал еду. Для того, чтобы выработался условный рефлекс, надо несколько раз повторять такое сочетание. Если сочетать любой раздражитель с пищевым подкреплением (в нашем примере звонок с пищей), то вскоре на этот, ранее безразличный, раздражитель образуется условный рефлекс. В приведенном примере v собаки вскоре будет наблюдаться выделение слюны при одном звуке звонка без пищевого подкрепления. Это и будет условный рефлекс. Однако можно, сочетая тот же звонок с болевым раздражением, выработать условный оборонительный рефлекс. Для этого через лапу собаки в течение 1 — 2 секунд пропускают электрический ток или каким-либо другим способом наносят болевое раздражение. У собаки при этом проявляется безусловный оборонительный рефлекс — она отдергивает лапу, лает, визжит и т. д. Если такому болевому раздражению будет предшествовать на 5—30 секунд звонок, то через несколько сочетаний звонка с болевым раздражением уже при одном звонке у собаки появится такой же оборонительный рефлекс, как и при болевом раздражении.

Читайте так же:  Расчет субсидии для госслужащих на покупку жилья

Можно привести в качестве примера опыт с образованием условного рефлекса на введение собаке морфина. Собаке ежедневно подкожно вводили такое количество раствора морфина, которое вызывало у нее тошноту, рвоту, дремоту и сон. Если такой собаке после нескольких повторных введений раствора морфина ввести взамен его физиологический раствор или просто уколоть шприцем кожу, то у нее возникают те же явления, что и при введении морфина, т. е. появляется тошнота, рвота и дремота. Более того, только приготовление к введению морфина вызывает эти же характерные реакции.

Приведенные примеры показывают, что один и тот же раздражитель может стать сигналом разных условных рефлексов. В одном случае звонок вызывал слюноотделение, т. е. пищевой условный рефлекс, а в другом случае — оборонительный рефлекс. Это объясняется тем, что характер условного рефлекса определяется подкрепляющим безусловным рефлексом.

Мы уже указывали, что условные рефлексы образуются на основе безусловных рефлексов. Однако дальнейшие опыты выявили новый важнейший факт. Оказалось, что если условный рефлекс выработан и закреплен, то он в свою очередь может стать основой для образования нового условного рефлекса. Поясним примером. У собаки после нескольких повторных сочетаний зажигания лампочки и еды вырабатывается условный рефлекс на зажигание лампочки. При зажигании лампочки у такой собаки начинается слюноотделение. Условный рефлекс, который выработан на основе безусловного, называется рефлексом первого порядка. В нашем примере слюноотделение на зажигание лампочки является рефлексом первого порядка. В дальнейшем производят сочетание до того безразличного раздражителя с условным рефлексом первого порядка. Допустим, что почесывание кожи сопровождается зажиганием лампочки, причем безусловный раздражитель (пища) не дается. После ряда подобных сочетаний у собаки образуется условный рефлекс на почесывание кожи. Теперь уже только при почесывании кожи у собаки начинается выделение слюны. Такой условный рефлекс, который выработан на основе условного раздражителя, называется рефлексом второго порядка.

И. П. Павлов разработал методику образования у животного условных рефлексов. Суть этой методики заключается в том, что собаку помещают в специальную камеру (рис.), полностью изолированную от окружающего мира. Никакие раздражители — звук, свет, запах, и т. д. из внешней среды не могут проникнуть в камеру. Вне камеры находится и сам экспериментатор. При помощи специально приспособленной аппаратуры экспериментатор имеет возможность, находясь вне камеры, применять самые разнообразные раздражители, пищевое подкрепление и регистрировать слюноотделение собаки. Пищевое подкрепление дается из специальной кормушки.

Такие особые условия, созданные для подопытных собак, дают возможность изучить образование условного рефлекса при исключении других подобных раздражителей.[2]

А. Г. Иванов-Смоленский и Н. И. Красногорский разработали специальные методики выработки условного рефлекса у ребенка.

Во всех случаях как у человека, так и у животного при выработке условного рефлекса условный раздражитель предшествует безусловному на несколько секунд. Так если вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на звонок, то звонок дается на несколько секунд раньше, чем пища. Повторение такого опыта 10—15 раз приводит к появлению условнорефлекторного слюноотделения на звонок.

Статья на тему Безусловные рефлексы

Безусловный рефлекс передается по наследству 53

Наиболее характерные свойства нервной ткани — ее возбудимость и проводимость возникшего в ней возбуждения (импульса). Возбуждение в клетках нервной ткани возникает под влиянием раздражения тем или иным фактором того или иного рецептора. Возникшее в рецепторах возбуждение проводится по центростремительным нервам к центральной нервной системе. Здесь оно воспринимается соответствующими нервными клетками (центростремительными нейронами) и передается ими по их отросткам другим клеткам мозга (центробежные нейроны), которые посылают нервные импульсы по центробежным нервам (или центробежным волокнам смешанных нервов) к тем или иным органам. Эти нервные импульсы заставляют иннервируемый орган реагировать соответствующим образом (мышцу — сокращаться, железу — выделять секрет и т. д.).

Ответная реакция организма или его отдельного органа на раздражение рецептора, осуществляемая через посредство центральной нервной системы, носит название рефлекса. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, именуется рефлекторной дугой (рис. 100).

Рефлекторная дуга слагается из:

  1. рецептора,
  2. центростремительного нерва (или центростремительных волокон смешанного нерва),
  3. нервных клеток определенного участка центральной нервной системы,
  4. центробежного нерва (или центробежных волокон смешанного нерва);
  5. органа, реагирующего на раздражение. При сильном возбуждении центральной нервной системы каким-либо раздражителем проведение рефлекса через нее может сильно затормаживаться и даже прекращаться.

Рефлексы бывают безусловными и условными. Безусловные рефлексы врожденны, сохраняются у здоровых людей в течение всей жизни и передаются по наследству. Так, например, даже маленький ребенок, притронувшись к горячему предмету, отдергивает руку, хотя его никто этому не учил.

Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни путем научения и опыта как приспособление к условиям  внешней среды. Еще в 70-х годах прошлого века знаменитый русский ученый И. М. Сеченов высказал мысль о том,  что сознание  и   мышление человека   связаны  с   рефлекторной деятельностью его головного . мозга. Под влиянием идей И. М. Сеченова акад. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности человека. Основой этому учению послужили экспериментальные данные, полученные И. П. Павловым при  изучении условных рефлексов высших животных и человека.

И. П. Павлов установил, что условные рефлексы, как правило, образуются на основе существующих у данного организма (животного или человека) безусловных рефлексов. Так, например, у млекопитающих имеется безусловный рефлекс слюноотделения при поглощении пищи, вызываемый раздражением ею рецепторов слизистой оболочки ротовой полости. В данном случае пища — безусловный раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс  слюноотделения.

Если в помещении, где содержится животное (например, собака), периодически будет зажигаться электролампочка, то никакого слюноотделения это не вызывает. В этом случае лампочка служит безразличным раздражителем, не способным вызвать рефлекса. Но если время кормления животного регулярно сопровождать вспышками лампочки, то у него вырабатывается условный рефлекс выделения слюны при ее свете. Достаточно включить лампочку, как слюнные железы начинают выделять слюну, хотя пищи животному еще не давали. Так безразличный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызвать условный рефлекс.

Читайте так же:  Можно ли вступить в наследство через?

Условные рефлексы образуются путем установления новых связей между нервными клетками коры головного мозга.

Образование условных рефлексов имеет огромное значение для животного и человека, так как позволяет выработать рациональные реакции организма на воздействия различных факторов внешней среды.

Опыт показывает, что приобретенные условные рефлексы со временем (если вызвавшие их условные раздражители перестали действовать) постепенно затухают и даже полностью исчезают. Это происходит вследствие развивающегося в центре данного условного рефлекса внутреннего торможения. Но условным рефлексам, как и безусловным, свойственно и внешнее торможение. Замечено, что при сильных раздражениях, вызывающих образование в коре полушарий головного мозга достаточно широких очагов возбуждения, не связанных с данным условным рефлексом, последний может не проявиться  или  проявиться в ослабленной степени, хотя вызывающий его условный раздражитель и оказал свое воздействие.

По мере роста и развития человека число приобретенных им условных рефлексов постепенно увеличивается. Одновременно некоторые из них в силу прекращения воздействия условного раздражителя затухают.

Для высшей нервной деятельности человека характерно высокоразвитое сознание и отвлеченное мышление. Сознание и отвлеченное мышление развиваются у детей в непосредственной зависимости от образования и накопления условных рефлексов и их внутреннего торможения.

нервные импульсы

по центробежным нервам (или центробежным волокнам смешанных нервов) к тем или иным органам. Эти нервные импульсы заставляют иннервируемый орган реагировать соответствующим образом (мышцу — сокращаться, железу — выделять секрет и т. д.). [3]

Ответная реакция организма или его отдельного органа на раздражение рецептора, осуществляемая через посредство центральной нервной системы, носит название рефлекса. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, именуется рефлекторной дугой (рис. 100).

Рефлекторная дуга слагается из:

  1. рецептора,
  2. центростремительного нерва (или центростремительных волокон смешанного нерва),
  3. нервных клеток определенного участка центральной нервной системы,
  4. центробежного нерва (или центробежных волокон смешанного нерва);
  5. органа, реагирующего на раздражение. При сильном возбуждении центральной нервной системы каким-либо раздражителем проведение рефлекса через нее может сильно затормаживаться и даже прекращаться.

Рефлексы бывают безусловными и условными. Безусловные рефлексы врожденны, сохраняются у здоровых людей в течение всей жизни и передаются по наследству. Так, например, даже маленький ребенок, притронувшись к горячему предмету, отдергивает руку, хотя его никто этому не учил.

Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни путем научения и опыта как приспособление к условиям  внешней среды. Еще в 70-х годах прошлого века знаменитый русский ученый И. М. Сеченов высказал мысль о том,  что сознание  и   мышление человека   связаны  с   рефлекторной деятельностью его головного . мозга. Под влиянием идей И. М. Сеченова акад. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности человека. Основой этому учению послужили экспериментальные данные, полученные И. П. Павловым при  изучении условных рефлексов высших животных и человека.

И. П. Павлов установил, что условные рефлексы, как правило, образуются на основе существующих у данного организма (животного или человека) безусловных рефлексов. Так, например, у млекопитающих имеется безусловный рефлекс слюноотделения при поглощении пищи, вызываемый раздражением ею рецепторов слизистой оболочки ротовой полости. В данном случае пища — безусловный раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс  слюноотделения.

Если в помещении, где содержится животное (например, собака), периодически будет зажигаться электролампочка, то никакого слюноотделения это не вызывает. В этом случае лампочка служит безразличным раздражителем, не способным вызвать рефлекса. Но если время кормления животного регулярно сопровождать вспышками лампочки, то у него вырабатывается условный рефлекс выделения слюны при ее свете. Достаточно включить лампочку, как слюнные железы начинают выделять слюну, хотя пищи животному еще не давали. Так безразличный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызвать условный рефлекс.

Условные рефлексы образуются путем установления новых связей между нервными клетками коры головного мозга.

Образование условных рефлексов имеет огромное значение для животного и человека, так как позволяет выработать рациональные реакции организма на воздействия различных факторов внешней среды.

Опыт показывает, что приобретенные условные рефлексы со временем (если вызвавшие их условные раздражители перестали действовать) постепенно затухают и даже полностью исчезают. Это происходит вследствие развивающегося в центре данного условного рефлекса внутреннего торможения. Но условным рефлексам, как и безусловным, свойственно и внешнее торможение. Замечено, что при сильных раздражениях, вызывающих образование в коре полушарий головного мозга достаточно широких очагов возбуждения, не связанных с данным условным рефлексом, последний может не проявиться  или  проявиться в ослабленной степени, хотя вызывающий его условный раздражитель и оказал свое воздействие.

По мере роста и развития человека число приобретенных им условных рефлексов постепенно увеличивается. Одновременно некоторые из них в силу прекращения воздействия условного раздражителя затухают.

Для высшей нервной деятельности человека характерно высокоразвитое сознание и отвлеченное мышление. Сознание и отвлеченное мышление развиваются у детей в непосредственной зависимости от образования и накопления условных рефлексов и их внутреннего торможения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Аверченко, В. Принципы жилищного кредитования / В. Аверченко. — М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2016. — 276 c.
  2. Мясникович, М. В. Макроэкономическая политика Республики Беларусь. Теория и практика / М.В. Мясникович. — М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. — 176 c.
  3. Жуков, Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко. — М.: Юнити-Дана, 2017. — 704 c.
  4. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. Научно-практическое пособие / М.В. Кларин. — М.: Дело, 2017. — 224 c.
Оцените статью

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here